Новая версия законопроекта о такси предполагает предоставление ФСБ доступа к базам данных агрегаторов и разрешение самозанятым работать таксистами — но на практике эти требования реализовать либо слишком трудно, либо слишком дорого, объяснили эксперты в комментарии для Forbes.
Новая версия законопроекта «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» была внесена правительством в Госдуму 11 мая. Главных изменений два:
- агрегаторы должны предоставить «автоматизированный удаленный доступ» к своим базам данных и информационным системам ФСБ;
- таксистами смогут работать самозанятые.
Доступ к данным
В законопроекте не уточняется, какие именно данные должны будут предоставлять агрегаторы, а Минюст отмечает, что норма «представляется трудно реализуемой». Похожее требование есть в законе об организаторах распространения информации (ОРИ), для которых создали отдельное регулирование.
Сейчас информация предоставляется органам только по запросу, на обработку которого уходит до нескольких недель. В «Таксовичкоф» отмечают, что данные о поездках сейчас предоставляются дорожной инспекции, но агрегаторы и раньше делились с органами власти необходимой информацией.
Самозанятость
Сейчас оказывать услуги перевозок могут только юрлица или индивидуальные предприниматели. Если законопроект будет принят, самозанятые смогут заключить договор напрямую с агрегатором такси. Авторы законопроекта считают, что такие меры актуальны из-за роста количества машин и водителей, которых можно было бы привлечь «для подработки».
Отношения физлица и агрегатора никак не регулируются агрегатором, объяснили в профсоюзе «Таксист». Агрегатор может в одностороннем порядке отключить самозанятого: «Если человек останется без работы в один момент, то непонятно, куда ему жаловаться. Он может написать в службу поддержки агрегатора, но там ему могут попросту не отвечать». Также в профсоюзе говорят, что нельзя освобождать агрегатор от ответственности за происшествия.
Соблюсти требования по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам для самозанятых невозможно, добавляют в такси «Максим», а требования к водителям будут такие же, как к таксопаркам. Кроме того, чаще всего речь идет о разовых подработках, поэтому изменение личного автомобиля (законопроект предполагает оборудование машины камерами и устройствами наблюдения за состоянием водителя) невыгодно. А для открытия филиалов агрегаторов потребуется несколько десятков миллионов рублей.
Источник: www.banki.ru